Трансаэро — крушение надежд инвесторов

Трансаэро Облигации

Всем известно, что Трансаэро была крупнейшей российской авиакомпанией, второй (после государственного Аэрофлота) в стране по количеству перевозок как людей, так и грузов.

ТрансаэроНовости говорят сами за себя: компания за годы своей деятельности успела набрать долгов, более чем на 250 миллиардов рублей. Пришло время рассчитываться, а денег на это не нашлось. Буквально вчера, 23 декабря, премьер министр РФ Дмитрий Медведев пожалел разорившуюся компанию, но при этом подчеркнул, что не нужно было делать долгов, и не было бы такого печального финала.

Какой итог мы наблюдаем? Долгий процесс, общая заинтересованность, шумиха в прессе, громкие новости и само разорение крупнейшего авиаперевозчика, дефолт.

А как же облигации? С ними-то как обстоит дело на сегодняшний момент?

Однако обо всём по порядку.

Развитие событий вокруг Трансаэро

Ранее основными держателями акций были Александр и Ольга Плешаковы (18,23% и 18,39% соответственно).

Некоторое время тому назад Ольга Плешакова попросила у государства РФ госгарантии на 10 млрд. руб. Обосновала это тем, что в связи с запретом полётов над Украиной, Трансаэро каждый месяц несёт убытки в размере 3 млн. рублей.

Затем, спустя 6 месяцев после вышеизложенных событий, госгарантии были даны и даже более того, ВТБ выдал компании кредит на сумму 9 млрд. рублей.

При этом к 1.09.2015 года долги составляли уже приблизительно 250 млрд. рублей. Стало понятно, что фирму уже не спасти. Было решено продать 75% акций Трансаэро Аэрофлоту за символический 1 руб.

Как образовался долг?

ТрансаэроОткуда появился такой колоссальный долг? Специалисты утверждают, что дело в гонке за первенство. Траты были высокими, а прибыль с 2007 года и вплоть до 2015 года был всего один год – 2011.

Аналитики впервые заговорили о том, что в компании кризис ещё два года тому назад. Тогда отчётность по МФСО была опубликована позже сроков, с большими задержками, и даже оговорками аудита.

В 2014 году, когда случились «проблема» с Украиной, аналитики уже прямо говорили, что авиакомпании не жить. Примерно в это время Трансаэро предложила Аэрофлоту выкупить фирму за 100 млн. рублей.

Но оферта не состоялась. Государство приняло решение обанкротить компанию. Как следствие, 26 октября 2015 года фирма официально потеряла возможность перевозить пассажиров. Фактически – обанкротилась.

Суды против Трансаэро

В октябре на фирму буквально лавиной обрушились судебные иски. Некоторые были удовлетворены. Некоторые на сегодняшней день, согласно новости, остаются в процессе.

Так, 18 ноября 2015 года, Арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил иск к авиакомпании от аэропорта Домодедова.

Согласно решению суда, Трансаэро должно возместить аэропорту долг в полном объёме, а это не много, ни мало, а:

  • 780,8 миллионов рублей.
  • Авиакомпания должна возместить оплату госпошлины 200 000 рублей.
  • Неустойку — 35,9 миллионов рублей.

Много шума было вокруг пассажиров и билетов. Резюмируем: вернуть деньги за купленные билеты большинство пассажиры смогли. Для этого они оформляли возврат в местах приобретения авиабилетов, и обращались в Сбербанк.

Облигации компании Трансаэро

Теперь более подробно рассмотрим, как обстоят дела с облигациями фирмы. Изначально в открытой продаже находились 3 выпуска биржевых облигаций. Ориентированы они были на большой круг инвесторов, в том числе и на физических лиц.

Торговали облигациями на ММВБ общим объёмом 8 млрд. рублей. Сюда входили:Трансаэро

  • БО 01;
  • БО 02;
  • БО 03.

Что они из себя представляют:

  • БО 01 – это 2,5 млн. облигаций, обращающихся в интервале с марта 2012 года и вплоть до марта 2015 года. Стоимость одной штуки составляла изначально 1 000 рублей. Это самые «удачливые» облигации, по которым инвесторы успели получить деньги;
  • куда интереснее дело обстоит с БО 02. Период действия БО 02 – с декабря 2012 года и по декабрь 2016 года. Изначальная стоимость БО 02 1000 рублей, всего было выпушено в свет 2,5 млн. штук облигаций;
  • БО 03 (Б3) должны были обращаться в период с октября 2013 года и по октябрь 2018 года. Было выпущено 3 млн. облигаций. Стоимость (номинальная) одной БО 03 – 1 000 руб.

Погашения по облигациям БО О1, как мы уже писали выше, было произведено. Согласно аналитическим данным, в среднем инвесторы получили доход около 18%. Приятные новости для некоторых инвесторов.

Дефолт по облигациям

В сентябре 2015 года новости сообщили о том, что авиакомпания намерена реконструировать облигации БО 02, и БО 03.  Реконструкция входила в план по передачи Трансаэро Аэрофлоту, который, как известно, не состоялся.

ТрансаэроОднако уже в ноябре 2015 года был объявлен дефолт по облигациям БО 03. Что в этом случае делать инвесторам? На сегодняшний день остаётся только одно – взять выписку из реестра и подать иск в суд на компанию.

Учреждение по БО 03 при 12% годовых должна была выплатить на 1 облигацию 29,92 рубля.  По простым подсчётам становится ясно, что авиакомпания не выплатила инвесторам 89, 760 млн. рублей.   У компании просто нет этих денег.   Таковы новости.

Инвесторы должны пробовать взыскать долги с компании в суде.  Но тут есть подводный камень. Дело в том, что держатели облигаций свои деньги получат только в порядке очереди. Где на первом месте стоит государство, а затем все банки, давшие Трансаэро кредит. А таких не мало. Только основные:

  • Сбербанк;
  • Альфабанк;
  • Газпромбанк;
  • ВТБ;
  • ВЭБ;
  • ФК Открытие.

Ситуация с БО 02

Буквально 10 часов назад, а именно 23 декабря 2015 года, появились новости, что Трансаэро допустило технический дефолт по БО 02. При этом пока статут эмиссии БО 02 – в обращении. Аналитики считают, что вначале будет зафиксирован технический дефолт.Трансаэро

Однако учитывая то, что компания – уже банкрот, технический дефолт БО 02 ничего не изменяет.

Что касается пострадавших инвесторов, то среди них множество частных трейдеров. Все они до последнего времени надеялись на то, что ситуация с авиакомпанией разрешится благополучно.

Дело в том, что БО 02 и БО 03 для своего класса считались ликвидными. Со стороны именно частных трейдеров они пользовались высоким спросом.

О том, как будут развиваться новости вокруг Трансаэро, неизвестно. Одно ясно: даже самая крупнейшая компания в стране может разориться в самый короткий срок. Инвесторы должны быть к этому готовы.

Оцените статью
Добавить комментарий