Биржевые облигации являются особенным инструментом, который способен привлекать краткосрочные кредиты от заемщика, который считается высоконадежным. ЦБ последнего должны быть включены списки биржи и иметь котировку.
Выпуск
Биржевые облигации разрешается эмиссовать вне госконтроля. В муниципальных органах не нужно регистрировать их выпуск, также не требует регистрации и детального проспекта. В государственные органы не нужно подавать отчет об результатах эмиссии, если выполнены следующие условия:
- биржевые облигации размещаются и участвуют в торгах посредством
открытой подписки;
- эмитентом подобных муниципальных облигаций являются разные субъекты, их ЦБ должны быть вписаны в подконтрольный бирже перечень и котироваться на ней;
- еще одним требованием есть существование его больше 3 лет, он обязан иметь по правилам составленную бухгалтерскую годовую отчетность за последние два отчетные периоды.
- биржевые облигации не дают своему владельцу иных прав помимо получения начальной их стоимости или ее вместе с процентом;
- такие облигации имеют срок погашения – не больше 3 лет с момента их размещения;
- выпускаться они могут только в документарной (физической) форме, сертификаты по ним в обязательном порядке хранятся в депозитарии. Все действия с ними должны осуществляться только на бирже, которая осуществила их допуск.
Допускать на торга подобные облигации имеет право исключительно фондовая биржа, которая провела их листинг. Обращаться БО могут и на биржевом и на внебиржевом рынке.
Что необходимо?
Выпуская биржевые облигации эмитентом должна уплачиваться госпошлина, которая взимается за регистрацию выпуска. Что касается стандарта для проспекта они значительно либеральней, если сравнивать их с корпоративными.
Размещение
Как говорилось ранее размещать БО можно только через открытую подписку. Обе стороны и биржа, и эмитент обязаны предоставить полную информацию о выпуске и гарантировать доступ к ней потенциальным покупателям. Необходимо предоставлять проспект ценных бумаг. Если по какой-либо причине были внесены какие-либо изменения необходимо своевременно проинформировать все заинтересованные стороны о подобных корректировках.
Обратите внимание: запрещено осуществлять какую-то ни было рекламу до момента допуска данного финансового инструмента к торгам.
Эмиссия может приостанавливаться в случае обнаружения следующих обстоятельств:
- нарушения Законов РФ, относительно ЦБ;
- не полное или недостоверное предоставление информации, введение в заблуждение относительно данных, которые стали основанием для присвоения идентификационного кода данному выпуску.
Пока обнаруженное нарушение не будет устранено, эмиссия не может возобновляться.
Обзор правил размещения:
- обязанностью эмитента является завершение размещения БО в сроки, что определены решением о таком выпуске. Это период не может затянутся дольше одного месяца с момента начала размещения;
- на следующий день по завершению процедуры размещения биржа обязана раскрыть данные про итоги размещения. Такую информацию подают в соответствующий регистрирующий орган в письменной форме. Такие данные должны составляться в стандартной принятой форме содержать в себе информацию про итоги выпуска.
Кто может выпускать БО?
Выпускать биржевые облигации могут представители государственных (муниципальных) структур, корпорации, общества, но реально подобный выпуск доступен исключительно большим предприятиям, которые устойчиво стоят на ногах и функционируют долгие годы. Обязательными требованиями есть существование эмитента не меньше 2 лет, наличие фундаментального объема активов (чистых) не меньше 100 тысяч базовых величин.
Допуск к торгам
Допускаться к открытым торгам облигации могут исключительно биржей, которая провела их листинг. БО могут допускаться к размещению только на 1 бирже.
Допуск возможен если есть заявления, что составляет эмитент. Кроме того пакет документов включает решение о выпуске, проспект ЦБ. Кроме того у эмитента должны иметься документы, которые могут подтвердить законность подобных размещений, они не должны противоречить законодательству. Полный перечень утверждается индивидуально для каждой биржи.
Цены
Цена облигации на бирже представлена посредством номинала. Другими словами, цену на бирже указывают не в денежном эквиваленте, а в процентах (детальные обзоры их можно увидеть на интерактивных таблицах). Чтобы посчитать рыночную стоимость, нужно иметь данные в каждый конкретный момент. Так, к примеру, если в данную минуту цену установили номинальной, то трейдер увидит 100%, если она опустилась ниже ее, то это также выразиться в виде 98%, 97,55 и т.д. также есть варианты увеличения номинальной стоимости, тогда будет 102%, 110% и подобное.
Муниципальные облигации
Выходить на биржи и принимать вид БО могут муниципальные, главное чтобы они соответствовали требованиям, который были представлены в обзоре выше. Они являются одними из самых стабильных, так как государство исчезнуть не может просто так, а значит инвесторы могут со 100% уверенностью вкладывать свои денежные средства в подобные долговые обязательства.
Муниципальные облигации в России начали выпускаться в начале 90-х годов. С каждым годом их количество растет. Так сначала самым крупными эмитентами муниципальных облигаций были Санкт-Петербург, Тюменская, Нижегородская области и Татарстан. На сегодня участниками рынка муниципальных БО являются почти все регионы страны.
У муниципальных облигаций есть важные преимущества:
- стоимость таких долговых обязательств меньше чем других типов;
- муниципальные облигации обладают высокой надежностью, и в этом плане могут уступить лишь некоторым государственным;
- доход, полученный по купонам на протяжении всего срока, не облагается налогами.
У муниципальных облигаций есть индекс на бирже, он являет собой взвешенный согласно с объемами выпуска индекс облигаций всех субъектов РФ, которые допущены к торгам и обращению на бирже. Вместе с тем можно рассчитать для муниципальных облигаций уровень доходности и дюрации для каждой расчетной базы.
Корпоративные облигации
Для того чтобы попасть на биржу и разместить БО необходимо быть стабильной компанией, которая зарекомендовала себя на рынке, а для этого нужно чтобы трейдеры интересовались и включали их в свои обзоры. Также нужно чтобы компания имела известное имя в данной сфере. Этого возможно достичь, исключительно торгуя корпоративными облигациями.
Рынок корпоративных облигаций в России регулируется правовыми нормами. Корпоративные облигации характеризуются особой привлекательностью для эмитента, так как у него появляется возможность привлечения дополнительных средств на развитие. Сутью выпуска корпоративных облигаций есть привлечение денежных потоков со ставкой значительно меньшей нежели в банке. Этой ставкой является та прибыль, которую корпорация выплачивает держателям облигаций.
Рынок корпоративных облигаций имеет особую привлекательность в плане отсутствия необходимости для эмитента менять структуру корпорации для привлечения новых финансовых потоков.
Также стоит обратить внимание на корпоративные облигации инвесторам, вот только несколько причин для этого:
- покупая корпоративные долговые обязательства, инвестор заранее знает объем прибыли, который он сможет получить;
- информация по данным финансовым инструментам общедоступна и прежде чем их приобретать, есть возможность оценить риски, сравнить цену и все взвесить;
- облигации надежнее акция, это можно сравнить разве что с вкладами в банк, но доходность у облигаций выше;
- облигацию можно перевести в акцию и реализовать на вторичном рынке;
- рынок корпоративных облигаций с годами только развивается, что позволяет иметь прибыль и инвесторам и пользу корпорациям.
Что, по чем?
Россия смогла законом подтвердить возможность размещения БО в 2007 году, соответствующий законопроект бил внесен в 2005, а идея пришла в умы в 2002. Хронология впечатляющая, но все-таки результат есть, первое размещение произошло в 2008 году. Состоялось сие знаменательное событие на московской бирже, объектом размещения стали облигации «Аптечная сеть 36,6», и тут все закрутилось.
В марте этого же года на арену вышел Альфа-банк, которым было организовано размещение долговых обязательств «РБК» на 1,5 млрд рублей, они осуществив мониторинг и обзор рынка не прогадали. Успех был ошеломляющий, общее количество заявок превысила сумму размещения почти на миллиард, ставка составляла 12,25%. В течение года еще два крупных эмитента испробовали новый финансовый инструмент на себе. На тот момент объемы размещения явно не дотягивали до спроса, однако это было понятно, так как была возможность размещения более ликвидных инструментов с большими сроками.
Кризис 2008 дал о себе знать, когда компании отошли от шокового состояния БО стали для них более привлекательным инструментом, к тому же в законы была внесена поправка которая действует и сегодня о сроках привлечения средств (3 года). На рынок биржевых облигаций вышли такие гиганты как «Седьмой континент», Лукойл. Но все же процент БО оставался невысоким в общем количестве первичных ЦБ. Но с годами ситуация меняется и все больше корпораций обращает внимание на БО, особенно если их целями является привлечение средне и краткосрочного кредитования. Стоимость их будет зависть от эмитента и его престижности и стабильности на рынке.