Облигации государственного займа в тяжелые исторические периоды пополняли дефицит бюджета в РФ, один из таких периодов начался в 1993 году. Займы этого периода были представлены ГКО, бескупонными, краткосрочными облигациями, в оборот поступили ОФЗ-ПК, федеральные займы с купонным, переменным доходом, с купонным, постоянным доходом (ОФЗ-ПД), сберегательный заем, нерыночный заем, валютный заем, еврооблигации. Помимо государственных облигаций спросом всегда пользовались корпоративные.
Эмитируемые государством облигации более надежны, но дают меньший доход, корпоративные ценные бумаги российских компаний более доходны, как банковский депозит, однако они подвержены дефолту. Некоторые крупные компании, выпускающие корпоративные облигации, испытавшие трудности:
- Трансаэро.
- Ютейр.
- Су-155
- РЖД.
Причины, приводящие к дефолту
Дефолт по облигациям – это отсутствие возможностей выполнять договор по выпуску облигационных купонов. Полная невозможность выполнения договорных обязательств называется банкротством. Если существует возможность исправить ситуацию, то это технический дефолт, через него прошли практически все крупные мировые компании.
К техническому дефолту по облигационному займу приводят:
- Нарушение кредитного договора;
- изменение финансового плана;
- сложная структурная система эмитента;
- нарушение кредитных обязательств;
- кризис финансовой системы компаний – эмитентов.
В настоящее время крах терпят крупные авиаперевозчики «РФ Трансаэро» и «Ютейр».
Ситуация сложившаяся в «Трансаэро»
Компания «Трансаэро» может стать примером классического дефолта. Проблемы с выплатами задолженностей у компании, являющейся второй в рейтинге лидеров на территории России, начались в 2014 году. Основная масса невыплаченных кредитов «Трансаэро» – облигации, позволяющие проводить сделки на выгодных условиях. Ситуация на конец ноября критическая, были просрочены уже несколько выплат.
Кредиторы, которым задолжала авиакомпания «Трансаэро»:
- ВТБ.
- Альфа-банк.
- Сбербанк.
В суд были поданы иски о наступающем банкротстве авиаперевозчика. Дефолт «Трансаэро» принес ощутимые убытки кредиторам, его задолженность составила 87 миллиардов рублей.
Представитель аналитической компании S&P Сергей Вороненко, утверждает, что с финансового краха «Трансаэро» начнется крушение экономических гигантов, его пик ожидается в 2017 году.
По мнению Вороненко, банкротство авиационной компании приводит к проблемам в банковской системе, кредитным учреждениям придется увеличить резервные отчисления и начать борьбу с давлением на основной капитал.
Аналитическая компания «S&P» прогнозирует, что проблемный кредит «Трансаэро» приведет к убыточности банковского сектора Российской Федерации в целом, в этом и следующем 2016 году.
Ситуация в «ЮТэйр»
В отличие от «Трансаэро», компания «Ютэйр» всегда получала от эмитентов эпитет «высокий уровень кредитной способности», однако, 14 ноября выяснилось, что третья в рейтинге авиакомпания России не может выплатить 2,7 миллиарда, чтобы выкупить облигации. «Ютэйр» объявила о техническом дефолте, общая задолженность составила 70 миллиардов рублей.
В недавнем прошлом авиакомпания «Ютэйр» лидировала на рынке корпоративных облигаций, выпущенных в 2004, 2008, 2009 годах. Авиаперевозчик «Ютейр» отличала обязательность и пунктуальность по выполнению взятых на себя обязательств. Хорошая кредитная история помогла корпорации продержаться в трудные времена и увеличить выпуск облигаций на 14,5 миллионов рублей.
Проведенная реструктуризация задолженностей при отличной кредитной истории поможет авиакомпании «Ютэйр» преодолеть кризисную ситуацию и продолжать свою деятельность на рынке авиационных перевозок.
По прогнозам аналитиков, дефолт корпорации «Ютэйр» не повлияет на общее состояние финансового рынка России, однако, создаст трудности предприятиям с небольшим оборотом, привлекающим денежные средства посредством выпуска облигаций.
Мнение западных аналитических агентств сводится к тому, что дефолт корпорации «Ютейр» может отразиться на национальном кредитном рейтинге и западные кредиторы покинут рынок России.
Финансовое положение строительной корпорации «Су-155»
Авиационные компании Российской Федерации терпят крах, а вот доходность облигаций промышленной группы «Су-155» взлетела вверх почти на 5 процентов.
Строительная компания была основана в 1993 году, в нее включено 85 предприятий и строительных фирм. Финансовый оборот ГК «СУ-155» составляет более 85 миллионов рублей.
Несмотря на, казалось бы, радужную обстановку, правительственный чиновник Герман Елянюшкин был обеспокоен финансовым положением корпорации еще в 2014 году. Поводом к беспокойству послужила задолженность «СУ-155» по арендным платежам, заработной плате рабочим и штрафным обязательствам. Задолженность по арендной плате в Долгопрудном составила более одного миллиарда рублей.
Учитывая эти и другие обстоятельства, строительный блок столицы подал иск о финансовой несостоятельности «СУ-155». На сегодняшний момент икс о банкротстве компании подал Сбербанк. Суд, состоявшийся 21 октября 2015 года, заявление оставил без рассмотрения. Созданная Михаилом Менем рабочая группа обсуждает проблемы СУ и ищет возможные пути выхода из кризисной ситуации.
Дочерняя компания «СУ-155 Капитал», входящая в состав корпорации, объявила дефолт по купонным облигациям серии 05. Причиной банкротства называют невозможность погасить задолженность, срок выплаты которой истек 25 августа. В свою очередь корпорация «СУ-155» не выполнила обязательства по выкупу облигаций Капитал серии 05, 06, 07, дата полного погашения платежа назначена на февраль 2016 года, сумма задолженности составляет около трех миллиардов рублей.
Банки России, требующие для «СУ-155» статуса банкрота:
- Российский капитал;
- Сбербанк;
- Росбанк.
Конфликт СУ и «Мортон»
Одной из причин кризиса корпорации СУ эксперты считают конфликт с компанией «Мортон», заключившей с «СУ-155» контракт на строительство домов в Балашихе, предназначенных для военнослужащих. Строительство должно было завершится в 2011 году, однако, получив аванс «СУ-155» не сдала объекты в назначенный срок, в результате компания «Мортон» должна была завершить строительство и договор был расторгнут. Обе компании подали встречные иски с требованием выплатить неустойку. Результатом судебных разбирательств стал отказ от претензий с обеих сторон. «ГК СУ-155» заключило с «Мортон» новый договор на строительство комплекса жилых домов «Восточное Бутово» в Ленинском районе.
Ситуация с облигациями РЖД
Компания ОАО «Российские железные дороги» принадлежит государству, управляет РЖД президент общества. Основная сфера деятельности корпорации грузовые и пассажирские перевозки.
Дочерняя компания «РЖД — развитие вокзалов» не выполнила обязательство по купонам на сумму 176 миллионов рублей, выплата облигаций была назначена на 13 ноября. Причина отказа погасить задолженность, отсутствие финансов. Срок выплат по облигациям РЖД назначен на конец ноября, однако, владельцы ценных бумаг требуют досрочного погашения платежей. Интерфакс прокомментировало ситуацию, как некритическую для инвесторов и требующую некоторого времени для решения. Выход из кризиса – накопление необходимой суммы на лицевом счете РЖД, что произойдет на протяжении десяти дней.
Ранее корпорация уже допускала дефолт по облигациям. В июле 2014 года задолженность по третьему купону составляла 8 миллионов рублей, однако РЖД — развитие вокзалов рассчиталась с задолженностью полностью.
Последние реструктуризации на рынке облигаций
Аналитики предали огласке список корпораций, прошедших через реструктуризацию облигаций:
- ЮТэйр;
- ТГК;
- ДВМП;
- РЖД;
- СУ-155.
Сложившаяся на корпоративном рынке ситуация имеет признаки дефолта, заявили эксперты, в особенности это касается строительной корпорации «СУ-155», производящей первые шаги для выхода из кризиса.
В отношении компаний «ЮТэйр» и «ДВМП» финансовые аналитики подсказывающие, что делать для выхода из кризиса, посоветовали договариваться с держателями облигаций и погашать просроченные задолженности, так как просрочки платежей и невыполнение договорных обязательств приводит к значительным убыткам в корпорациях.