Правительство каждой страны вынуждено время от времени выпускать долговые расписки. Как правило, это государственные ценные бумаги, запущенные в обращение казначейством или иным уполномоченным на то органом. В них внесено, что эмитент (выпустившее их учреждение) обязуется в срок и в полной мере погасить заем. Выплатить причитающиеся проценты или выполнить прочие обязательства, прописанные в договоре.
Виды ценных бумаг в Российской Федерации
Средства, полученные от размещения ценных бумаг, могут быть потрачены на финансирование расходов федеральных и муниципальных органов власти, органов местного самоуправления. Как правило, используются для финансирования бюджетов. В финансовой истории Российской федерации были реализованы такие инструменты заимствований, как облигации, казначейские обязательства и векселя, золотые сертификаты, векселя минфина, жилищные сертификаты и другие:
- облигации сберегательного займа выпускались с 1995 года. Срок обращения
– один год. Распространялись среди населения через уполномоченные банки, которые выкупали их на специализированных аукционах;
- облигации федерального займа. Выпускались с 1995 года. Могли быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Размещались на Московской бирже.
- облигации внутреннего валютного займа были выпущены в мае 1993 года. Это долгосрочные финансовые инструменты, срок обращения – до пятнадцати лет. Были выпущены номиналом $1000, $10 000 и $100 000;
- золотые сертификаты выпускались Минфином РФ в 1994-1994 годах. Номиналом в 10 килограмм золота, была доступна для покупки как юридическим, так и физическим лицам. Золотые сертификаты имели отличительную особенность – при завершении срока обращения их можно было поменять на слиток золота;
- жилищные сертификаты эмитировались неоднократно. Давала право физическим лицам – льготникам определенных категорий (участники ликвидации аварии на ЧАЭС, военнослужащие и т.д.) оплачивать часть покупаемого жилья за счет страны;
- казначейские обязательства выпускались с 1994 года. В этот период в
результате кризиса государственные долги перед предприятиями достигли критического уровня. Для их погашения и были выпущены казначейские обязательства. Особенностью их являлась форма погашения – казначейские обязательства можно было использовать только для уплаты налогов. Казначейские обязательства (ГКО) – ценная бумага, распространяемая среди юридических и физических лиц. Удостоверяет, что держатель внес средства в бюджет и имеет право на получение выплат из него. Государственные казначейские обязательства сыграли очень важную, если не ключевую роль при наполнении бюджета в 90-е годы.
Классификация долговых расписок
Государственные долговые расписки принято разделять по следующим критериям:
- Какой государственный орган выпустил – центральный или территориальный;
- На каких рынках предусмотрено обращение – в открытом доступе для всех желающих или по закрытой подписке;
- Как оформляется заем – со специальным документом или бездокументарно;
- Срок размещения – краткосрочные (один год и менее), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти лет и более);
- Условия погашения – присутствует ли возможность досрочной реализации ценной бумаги. Особенно актуально для долгосрочных вложений.
Несмотря на всю сложность и громоздкость всех форм заимствования средств, по сути, государственные заемные расписки преследуют одну задачу – закрыть дыру в бюджете. Будь то казначейские обязательства или облигации, золотые сертификаты или облигации федерального займа, краткосрочные или долгосрочные, внутренние или внешние займы.
В разные времена экономики стран мира попадают в зависимость от кредиторов. Экономические кризисы, природные катаклизмы, войны – все это заставляет руководство прибегать к помощи. Финансовая помощь может быть найдена не только внутри, но и снаружи. Это могут быть займы международных финансовых организации, частных кредиторов или отдельных стран.
Значительным преимуществом работы с международными кредиторами является низкая процентная ставка. При этом есть очень большой риск курсовых колебаний разницы валют.
Итак, в нынешней экономической обстановке государства вынуждены были прибегать к заимствованиям, и в дальнейшем этого избежать тоже не удастся. Есть множество вариантов, где найти средства, каким образом это оформить, как производить выплаты. Однако при осуществлении заимствований центральные банки, министерства финансов, и все правительство страны-заемщика должно серьезно подходить к оценке рисков. Перекосы в денежно-кредитной политике не всегда можно компенсировать займами. Во многих случаях внешние и внутренние кредиты – это путь к дефолтам и еще более крупным потрясениям, которые перерастают из темы финансов в социальные потрясения всего общества целиком.