Влияние государства на рынок ценных бумаг

Регулирование финансового рынка со стороны государства с одной стороны требуется для поддержания порядка, законности и легитимности. С другой стороны существует прямая взаимосвязь между степенью свободы и уровнем развития финансовых рынков. Как показывает практика, наилучшим способом поддержания баланса является саморегулирование и развивающее участие со стороны федеральных властей.

Структура государственного управления

Регулирование рынка ценных бумагРегулирование и управление в сфере фондового рынка осуществляется в РФ силами и средствами Центрального банка, а курирует его работу Комитет Госдумы по соответствующим вопросам. Если ранее для этого существовала ФСФР, которая являлась правительственной структурой, то сейчас для решения стратегических вопросов развития учитывается общественное мнение.

Управление биржей, и другими профессиональными участниками, коррекция их работы и контроль над соблюдением существующих норм возложены на государственные и подконтрольные РФ структуры. Такое положение дел существует с 1992 года, когда был введен в действие Федеральный Закон и создана первая структура для управления и контроля.

Так как регулирование рынка ценных бумаг является масштабной и сложной задачей, очевидно, что именно государство обладает теми ресурсами и рычагами воздействия, которые можно использовать для управления. Регулирование фондового рынка является стратегически важной задачей, поэтому оно является одним из направлений деятельности, которым занимается профильный Комитет Госдумы.

Методы

Методики управления биржей и вспомогательными структурами можно описать следующими этапами:

  • ввести налоговое регулирование в сфере оборота финансовых активов, Регулирование рынка ценных бумагснижая или повышая ставку таким образом, чтобы стимулировать либо накопление, либо оборачиваемость капитала;
  • на уровне закона ввести такие правила ведения бизнеса, при которых акционерные общества будут обязаны при достижении ими определенной величины уставного фонда, были обязаны выводить свои ценные бумаги на рынок;
  • ввести фиксированное брокерское вознаграждение для управления фондовой биржей;
  • обеспечить дотациями со стороны бюджета РФ те участки биржевой торговли, где регулирование рынка ценных бумаг подразумевает прямое стимулирование.

Существуют косвенные и системные методы управления и стимулирования:

  • фиксация ставок по вкладам и установление лимитов по кредитам для того, чтобы вынудить эмитента привлекать деньги путем выпуска акций;
  • принятие долгосрочных политических и экономических программ, реализация которых улучшит инвестиционный климат РФ, улучшит общую ситуацию в финансовой сфере и привлечет капитал.

Модели регулирования

Регулирование рынка ценных бумагГосударство может осуществлять регулирование фондового рынка, используя две основные модели – развивающую и управляющую. Как правило, выбор модели основан на текущей ситуации и зависит от стратегии, которую разработали аналитические органы. В любом случае, любая стратегия производит на рыночные процессы определенное воздействие.

Сфера оборота частного каптала подчиняется общим законам рынка, поэтому процессы, происходящие в ней, как и их участники, способны на саморегулирование. Существует две противоположных точки зрения, которые относят регулирование фондового рынка либо к сфере сугубо отрицательного воздействия, либо характеризуют его как положительное и необходимое. Сторонники первой модели утверждают, что любое вмешательство, а тем более интенсивное, искажает реальную ситуацию и вносит коррективы, которые могут быть либо преждевременными, либо запоздалыми, либо неестественными для данной ситуации.

Очевидно, что процесс управления должен быть нацелен на развитие. Комитет Госдумы работает над программами, которые позволяют обеспечить максимальное саморегулирование в сфере капитала. Основные цели, которые они преследуют:

  • создание адекватной и благоразумной системы, обеспечивающей регулирование рынка ценных бумаг с организацией наблюдения, которая будет обеспечивать стабильность системы и ее способность противостоять как естественным колебаниям, так и вмешательству извне;
  •  разработка защитных систем контроля в сфере взаимоотношений между контрагентами и участниками, а также обеспечение информационной безопасности, регулирование вопросов об обязательном раскрытии информации, которая требуется инвестору;
  • организация управления биржей с целью поддержания ее функционирования, создание необходимой для этого инфраструктуры, расчетных и информационных систем;
  • введение правил и регламентов, которые поддерживают соревновательный характер рынка ценных бумаг;
  • контроль структуры рынка путем создания специальных механизмов по ограничению допуска участников, регулирование деятельности иностранных инвесторов и другие методы.

Важно! Любое регулирование рынка ценных бумаг подразумевает не только разработку методов управления биржей, но и жесткий контроль. Комитет Госдумы разрабатывает законы в финансовой сфере, которая затрагивает помимо биржи также кредитные учреждения и страховую деятельность. Для того чтобы вывести контроль на качественно новый уровень, Комитет Госдумы активно применяет саморегулирование – создает СРО и делегирует им часть полномочий.

Саморегулируемые организации

Регулирование рынка ценных бумагКомитет Госдумы разработал и принял закон, который разрешает участникам рынка собираться в СРО. Под термином СРО понимается такая форма самоорганизации финансовых структур, при которой становится возможным разработка и введение в действие профессиональных стандартов в финансовой сфере. Кроме разработки на СРО планируется возложить функцию внутреннего контроля и аудита качества работы. Основные цели, которые преследовал Комитет Госдумы, создавая СРО, относятся к сфере мониторинга, разрешительной работы и управления биржей и другими структурами.

Чтобы неформальное объединение было признано СРО, Комитет Госдумы ввел квоту, в соответствии с которой суммарное количество фирм, входящих в партнерство, составляла не менее чем 26% от общего количества компаний в данной сфере, таким образом, Комитет Госдумы ограничил общее их количество по каждому виду деятельности – не более трех.

Норма, которую разработал Комитет Госдумы, подразумевает определенные критерии функционирования СРО:

  • рынок финансов разбит на сегменты, и в каждом из них могут быть СРО, которое существует в форме некоммерческого партнерства;
  • одна и та же компания не может одновременно быть членом более чем одной СРО;
  •  саморегулируемая организация должна иметь внутренний регламент работы в соответствии с законодательством РФ;
  • внешние стандарты, которые разрабатываются в коммерческом партнерстве, утверждает Комитет Госдумы;
  • решение о регистрации партнерства в качестве саморегулируемой организации принимается Центральным Банком РФ.

Задачи государственного регулирования

Регулирование рынка ценных бумагЦели и роль РФ в процессе регулирования финансовой сферы и управления биржей и другими структурами – это создание жизнеспособной модели финансового рынка, которая позволяла бы не только успешно осуществлять торговлю активами, но и способствовала бы экономическому росту в целом. Методы взаимодействия с биржей, брокерскими компаниями, дилерами, учетными компаниями и другими участниками строятся в РФ на принципах обратной связи.

Если на ранних этапах становления финансовой системы в РФ взаимоотношения между биржей и государством строилось на авторитарной основе, то сегодня создаются консультационные федеральные органы и органы самостоятельного регулирования деятельности. Контролирующие функции сегодня разделены между несколькими структурами – Центральным Банком РФ, Правительством и саморегулируемыми организациями. Эти органы несут ответственность и имеют полномочия в рамках законных компетенций.

Помимо контроля на саморегулируемые органы возложена методическая задача. В рамках этой деятельности СРО используются в том числе как инструмент обратной связи, обеспечивающий конструктивный диалог законодателей и субъектов экономики.

Государственное вмешательство в любую рыночную структуру, будь то финансы, товары или другие сферы, может быть одинаково эффективным или разрушительным. Россия знает примеры обоих варрантов, поэтому задача современных методов воздействия заключается в максимально гибком и адаптивном подходе к разработке стратегии.

Вас заинтересует